По мнению социума и согласно
требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов на этапе
современного развития общества образовательное учреждение в первую очередь должно учить детей
умению мыслить самостоятельно, опыту общения, расширять общекультурный кругозор, воспитывать всесторонне развитую,
творческую личность, способную к саморазвитию и самореализации своего
потенциала. Всё это
достигается с
большей эффективностью при широком внедрении в образовательный процесс Интернет-технологий и выстраиванию
сетевых связей между участниками образовательного процесса.
Информатизация общества и образования, рассматриваемая в
первую очередь как
процесс широкомасштабного внедрения систем и средств новых информационных технологий, является
объективным и
закономерным процессом.
Наше современное общество характеризуется большим
объемом информации, высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из
критериев успешной образовательной деятельности становится возможность
активного взаимодействия со всеми
субъектами образовательного процесса.
Эффективное управление в сфере образования неразрывно
связано с обменом информацией между компонентами образовательной системы, а
также с социумом. Деятельность учреждения непосредственно зависит от того, в
какой степени руководитель, его заместители, специалисты и педагоги владеют
информацией, как быстро они могут обработать её и довести до сведения
участников образовательного процесса.
Сетевые взаимодействия открывают новые
перспективы и позволяют вывести образование на качественно новый уровень.
Внедрение технологии сетевого взаимодействия в
образовательном учреждении становится не просто веяньем времени, а жизненной
необходимостью. Построение образовательной практики с использованием
интернет-сервисов на основе сетевого взаимодействия приближает образовательные
услуги к потребителям, позволяет сконцентрировать имеющиеся материально-технические,
педагогические, интеллектуальные ресурсы.
Таким образом, создание сетевого взаимодействия – это
важный результат политики модернизации системы образования. Такой характер
взаимодействий более эффективен для качественного изменения систем ресурсного
обеспечения, управления; обновления содержания образования и открытия новых
возможностей для организации обучения и сетевого общения педагогов, учащихся и
родителей.
Важной
социальной задачей, стоящей перед образовательными учреждениями, в том числе и
учреждений дополнительного образования, является оказание помощи семье в
воспитании и развитии ребенка.
Воспитывает
все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на
первом месте — родители и педагоги.
Макаренко А. С.
Макаренко А. С.
Гармоничное развитие ребенка происходит при условии
наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и образовательного
учреждения. Семья обеспечивает необходимые ребенку личностные взаимоотношения,
формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Вместе с тем,
семья сама нуждается в поддержке,
которую призваны оказывать
образовательные учреждения. Система сопровождения и консультирования семьи
должна осуществляться через взаимодействие участников образовательного
процесса, которое выступает основным компонентом образовательной среды.
Ведущими идеями образования, сегодня становится идея диалога, принятия
коллективных решений, привлечения родителей воспитанников к партнерским
отношениям.
Принцип
партнёрского взаимодействия с родителями определен Федеральными
государственными стандартами. Федеральные государственные стандарты ориентируют
родителей на участие в реализации образовательных программ, в создании условий
для полноценного и своевременного развития ребёнка, чтобы не упустить важнейшие
периоды в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками
образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая
деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
Поэтому
одна из основных задач нашего учреждения дополнительного образования сегодня -
выстроить эффективное взаимодействие с семьёй, а это будет возможно, если
изменятся не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников,
но и философия взаимодействия, основанная на «сотрудничестве».
Организация
взаимодействия педагогов и родителей
должна отвечать потребностям сегодняшней жизни, способствовать объединению
усилий образовательного учреждения и семьи в воспитании и обучении детей
дошкольного и школьного возраста, поиску новых организационных способов
привлечения родителей к сотрудничеству с нашим учреждением, способствовать
созданию условий для повышения педагогической культуры родителей.
Во многих
современных школах в системе управления образовательным процессом используется
электронный сервис «Дневник.ру». Он
предоставляет платформу для взаимодействия учителей,
родителей и самих учащихся.
В учреждениях дополнительного образования с переходом
на новые Федеральные Государственные
образовательные стандарты тоже
назрела необходимость в разработке платформы сетевого взаимодействия
участников образовательного процесса, в которой могут участвовать педагоги, учащиеся, родители и администрация
образовательного учреждения.
Хорошей и своевременной платформой для взаимодействия
участников образовательного процесса в учреждении дополнительного образования
стало создание сайта образовательной организации. Сайт образовательного учреждения является мощным инструментом
оптимизации управления.
Создание
и ведение сайта образовательного учреждения даёт реальную возможностью
преодолеть многовековую территориально-информационную изолированность
отечественных муниципальных и сельских школ. Веб-сайт позволяет
образовательному учреждению установить прочные информационные связи с другими
субъектами образования, постоянно взаимодействовать с ними, успешно
интегрируясь в систему образования района, региона, страны. Наличие собственных
уникальных сайтов способствует реализации особенностей каждой сельской школы,
даёт возможность организовать удобный доступ к образовательным
интернет-ресурсам.
Развивая свой сайт, наше образовательное учреждение
расширяет возможности учебно-воспитательного процесса, используя новые формы и
средства работы (школьная интернет-газета, тренировочное онлайн-тестирование,
проекты, телекоммуникационные конкурсы фотографий, рисунков, видеороликов в
цифровом формате, творческие мастерские, мастер-классы по рукоделию и т.д.).
В работе
дополнительного образования сетевое взаимодействие проявляется в таких формах
организации обучения как дистанционные занятия для самообразования; сетевые
семинары, конференции, проекты; сетевые олимпиады, конкурсы, викторины,
марафоны; консультации и советы родителям; организация дистанционных
родительских собраний; работа в творческих мастерских, мастер-классы и др.
Современный
веб-сайт – это не только источник информации. Главное и самое существенное в
нём – интерактивность. Он многофункционален: на страницах нашего сайта
пользователи могут общаться, оценивать, знакомиться. Такую возможность мы
организовали через публикацию комментариев, которые, по сути, напоминают форумы
и использования формы сообщений. В дальнейшем мы планируем расширить
интерактивность с помощью внешних приложений путем интеграции на страницу
гаджета с чатом или видеоконференцией. Читатели сайта (то есть обучающиеся, их
родители, коллеги) могут оставлять комментарии на каждое сообщение, которое
педагог разместит на своих страницах. У педагога появляется возможность
проводить дополнительные консультации в сети, организовывать совместную сетевую
работу над проектом или исследованием.
А ещё сайт, это обмен
опытом педагогов. Также педагог может показать свои достижения и методические
разработки, создать электронное портфолио достижений педагога и его детского
объединения. Методическая копилка теперь может храниться не только в бумажном
виде, но и в электронном виде. Интернет-сайт
для нас стал оптимальной рабочей средой для выявления и продвижения инноваций,
которые так востребованы сегодня в российской образовательной среде. Наш сайт
направлен на работу с разными целевыми и возрастными аудиториями. Различные
рубрики и разделы содержат адресную информацию для педагогов дополнительного
образования (по разным программно-методическим направлениям), обучающихся (по
возрастам, стилям, программам обучения), родителей, и для тех, кто интересуется
отдельными видами деятельности и творческими продуктами (скажем, сценариями
праздников или отчетами о путешествиях, рукоделием). В этом учебном году
планируется, что наш сайт будет содержать специальные детские и подростковые
сервисы, разделы и страницы, которые создаются и поддерживаются воспитанниками
Детско-юношеского центра.
Наконец,
школьный сайт – «лицо» муниципального, сельского образовательного учреждения в
интернет-сообществе, его «визитка», средство формирования определённого имиджа.
Ну, и немаловажная на наш взгляд, роль сайта заключается в том, что он является
практичным мостиком для взаимодействия
образовательного учреждения с родителями воспитанников.
В наше время существует реальная проблема занятости
или пассивности мам и пап наших воспитанников, из-за нехватки времени, они
уделяют мало внимания общению с детьми, их творческому развитию, мало интересуются их творческими увлечениями
и достижениями, довольно тяжело идут на контакт, не осознавая какую важную роль
в развитие ребёнка играет дополнительное образование. Наличие сайта помогает
нашему образовательному учреждению донести до родителей важную информацию о деятельности
учреждения дополнительного образования и вовлечь их в творческую атмосферу. Посредством сайта можно
рассказывать родителям о новостях или предстоящих мероприятиях, родители могут
просматривать фотографии с мероприятий, занятий, проводимых с их детьми и т.д.
Опубликованные конспекты непосредственной образовательной деятельности,
фотографии творческих работ помогут родителям лучше познакомиться с
деятельностью их детей в учреждении дополнительного образования, с их
творческими достижениями.
Как показывает опыт работы, полученный во время
реализации проекта «Сотрудничество» именно эта инновационная форма общения педагогов дополнительного образования с
родителями и воспитанниками имеет продуктивный характер.
Разработка и реализация данного проекта была направлена
на решение важной проблемы. В последние годы, работая с детьми, мы стремились
продуктивно строить взаимодействия с родителями для осуществления
образовательной деятельности. Но сталкивались с рядом трудностей: родители
проявляли пассивность, нежелание участвовать в совместной деятельности.
Недооценка родителями значимости сотрудничества повлияла и на интерес детей к
образовательному процессу.
Пассивность родителей мешала эффективному
сотрудничеству, и мы решили постепенно вовлекать их в образовательный процесс,
так как хорошо осознавали, в чём заключается эффективность и практическая
значимость взаимодействия.
Практическая
значимость взаимодействия и сотрудничества всех участников образовательного процесса:
Эффективное взаимодействие
всех участников педагогического процесса позволит решить следующие задачи:
·
Активизировать работу с семьей на основе
партнерского взаимодействия;
·
Создать творческую атмосферу между
участниками образовательной деятельности, вовлекая всех в непрерывный процесс саморазвития;
Подходы
к организации педагогического взаимодействия:
¾ Деятельностный, формирующий у детей разнообразные способы и
виды деятельности совместно с родителями, при котором они сами являются
активными участниками образовательного процесса.
¾ Личностно-ориентированный,
обеспечивающий у детей развитие индивидуальных способностей, самопознания,
овладение способами саморегуляции
поведения.
Взаимодействие участников образовательного процесса
базируется на следующих принципах:
·
Добровольность
·
Сотрудничество
·
Уважение
интересов друг друга
·
Соблюдение
законов и иных нормативных актов
Эффективность такого взаимодействия обеспечит:
- Для детей: приобретение социального опыта, повысит качество и эффективность развития, воспитания
и обучения, сформированность
активно-познавательной позиции и школьно-значимые навыки;
- для педагогов и
специалистов: позволит оценить свои профессиональные возможности и
достижения, постоянно совершенствовать
свое профессиональное мастерство; сформировать партнерские, доверительные
отношения между коллегами, детьми и их
родителями; создать пространство для интеграции педагогических технологий,
используя ИКТ; осуществлять поиск новых идей, работать над
совместными проектами;
- для руководителей взаимодействие поможет создать коллектив творческих
единомышленников, комфортный психологический климат в коллективе; активизировать
инновационную деятельность учреждения; повысить эффективность образовательных
проектов и программ за счет общественной интеллектуальной поддержки и
общественной экспертизы; создать привлекательный имидж учреждению;
- для родителей,
неравнодушных к настоящему и будущему своих детей, желающих понимать их
проблемы, взаимодействие поможет стать активными участниками и партнерами
образовательного процесса; получать полную информацию о развитии и достижениях
своего ребенка; пользоваться рекомендациями и консультациями педагогов при
выборе творческой и познавательной деятельности с учетом индивидуальных
особенностей и возможностей ребенка.
Проанализировав работу нашего Центра по взаимодействию
с семьей, мы пришли к выводу, что нам требуются новые формы работы с
родителями.
В 2013-2014 учебном году в рамках внедрения
Федеральных Государственных образовательных стандартов и требований, мы решили
внедрить современную инновационную модель взаимодействия с родителями
воспитанников на основе использования сайта нашего образовательного учреждения.
Было принято решение о создании творческой группы по
работе с родителями.
Проведя анкетирование родителей, нами были выделены
актуальные темы, интересующие как педагогов, так и родителей. Был проведён
опрос родителей и воспитанников с целью узнать, удобна ли им виртуальная форма
взаимодействия, какую информацию они
хотели бы получать, какие возможности откроются перед ними.
Основной целью работы творческого коллектива педагогов
стало: разработка современной инновационной модели сотрудничества педагогов и
родителей, обеспечивающей единство образовательных и воспитательных воздействий
для развития личности ребенка.
Участники
проекта:
родители, дети, педагоги и специалисты учреждения дополнительного образования.
Задачи работы:
-установить прочные партнёрские
взаимоотношения между учреждением дополнительного образования и семьёй;
-сформировать активную позицию
родителей, помогающую раскрыть образовательные возможности в вопросах
воспитания и развития, в вопросах сохранности здоровья своих детей;
-повысить степень вовлечённости
родителей в воспитательно-образовательный процесс нашего учреждения.
В основе работы творческого
коллектива педагогов нашего Центра были положены проектные технологии.
Вся деятельность осуществлялась в
ходе реализации проекта «Сотрудничество». Данный проект был рассчитан на учебный год.
Цель проекта: проектирование
и внедрение современной инновационной
модели взаимодействия педагогов и родителей, направленное на создание единого
образовательного пространства, в соответствии с Федеральными Государственными
стандартами и требованиями.
Задачи, которые
решались в ходе реализации проекта:
1.Разработать современную
инновационную модель взаимодействия с родителями
2. Реализовать план мероприятий
по работе с родителями
3.Организовать повышение
методической грамотности педагогов в вопросах внедрения инновационных
нетрадиционных форм взаимодействия с родителями
4.Обобщить лучший опыт педагогов
учреждения дополнительного образования по использованию традиционных и нетрадиционных, инновационных форм
взаимодействия с родителями
5.Разработать систему оценки
качества воспитательно-образовательного процесса со стороны родителей
6.Сформировать педагогическую
компетентность родителей в рамках современных Федеральных Государственных
стандартов.
Данный проект реализовывался через 3 этапа.
Этапы
|
Содержание
деятельности
|
1.Организационный
(сентябрь)
|
Разработка механизма реализации
проекта. Разработка и внедрение инновационной модели взаимодействия с
родителями воспитанников.
Выявление педагогами и
родителями-активистами зон особого внимания (общих и частных проблем
взаимодействия семьи и нашего образовательного учреждения), поиск и изучение
инновационных форм работы с семьёй, тестирование родительского сообщества,
активное знакомство родителей с сайтом нашего образовательного учреждения.
Разработка и запуск конкурсов, викторин, творческих олимпиад и других
мероприятий для детей и родителей, которые будут реализовываться на базе
сайта. Проведение анкетирования родителей о востребование в услугах нашего
учреждения. Совместное с родителями осмысление результатов исследования.
|
2.Основной
(октябрь-апрель)
|
Разработка и реализация плана на
учебный год. Реализация на сайте и в очной форме мероприятий с участием детей, родителей и педагогов.
Обогащение сайта информацией,
востребованной родителями по вопросам образовательной деятельности и
психолого-педагогической помощи. Опробация инновационной модели
взаимодействия с родителями воспитанников.
Сравнение активности родительского
участия в мероприятиях, реализуемых на платформе сайта и реальных, проводимых
на базе учреждения.
Заслушивание отчетов по промежуточным результатам работы членов
творческой группы.
|
3.Заключительный
(май)
|
Осуществление комплексной рефлексии
проектной деятельности всеми участниками воспитательно-образовательного
процесса. Выявление востребованных реальных и виртуальных мероприятий,
организованных нашим Центром
Выявление сильных и слабых сторон по
построению взаимоотношений с родителями.
Обобщение опыта работы по реализации
проекта, по использованию традиционных и
нетрадиционных, инновационных форм взаимодействия с семьями
воспитанников. Планирование внедрения инновационной модели взаимодействия с
родителями в дальнейшую работу нашего учреждения дополнительного образования.
|
В ходе первого
этапа было опрошено 360 родителей. Из них 76% человек проявляют низкую
активность, 24% - высокая активность. Проведя анкетирование, выяснилось, что не
все родители откликаются на стремление педагогов к сотрудничеству, не проявляют интереса к объединению усилий по
воспитанию своих детей из-за нехватки времени и отмечают, что нашли бы время
зайти на сайт и поинтересоваться деятельностью детей в учреждении
дополнительного образования и даже совместно позаниматься творчеством. Почти
половина педагогов ждет от взаимодействия с родителями гораздо большего. Это
позволяет предположить, что взаимодействие родителей с учреждением
дополнительного образования в определенной мере носят односторонний характер. У
родителей недостаточно компетентности в
вопросах воспитания и развития
ребенка, в свете изменений в дополнительном образовании и
выхода новых нормативных документов.
Исходя из вышеизложенного, на первом этапе
реализации проекта творческой группой
был разработан план конструктивного
взаимодействия семьи и педагогов
Детско-юношеского центра с использованием традиционных и нетрадиционных
форм взаимодействия. План, который бы
обеспечивал эффективность участия родителей в жизни своих детей, повышение
уровня их психолого-педагогических знаний, что в свою очередь способствует успешному усвоению детьми основных образовательных программ нашего учреждения.
Главным
направлением второго этапа - стало внедрение
современной инновационной модели взаимодействия и апробирование
инновационных нетрадиционных форм взаимодействия с семьёй, создание
психолого-педагогической образовательной среды в учреждении и на базе сайта для
просвещения родителей и вовлечения их в образовательную деятельность детей.
На заключительном этапе в ходе
осуществления комплексной рефлексивной деятельности было проведено
анкетирование всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Результаты нас порадовали. Наибольшее количество родителей регулярно посещают наш сайт, они стали сотрудничать с
педагогами дополнительного образования и активно включаться в
воспитательно-образовательную деятельность. Об этом свидетельствуют результаты участия родителей и детей в творческих
конкурсах районного, областного и всероссийского уровня.
В ходе реализации проекта в
практику работы педагогов нашего учреждения
внедрились нетрадиционные формы взаимодействия с родителями, такие как:
«Педагогическая гостиная», где обсуждается участие родителей в различных
мероприятиях; клуб «Содружество», где
обсуждаются проблемы в воспитании и обучении с различных точек зрения и пути их
решения; «Мини-проекты», которые позволяют включить родителей в исследовательскую
деятельность, использовать интеллектуальные качества родителей и реализовывать
совместную деятельность педагогов, родителей и детей; ежемесячные традиции в виде: театральной гостиной
«Родительские сказки», мастер-классы, творческие мастерские, консультационный
центр “ Что, зачем и почему”.
Выстроилась модель взаимодействия с родителями с
использованием инновационных форм и методов. Был реализован план мероприятий по
работе с родителями и воспитанниками.
Повысился уровень методической
грамотности педагогов в вопросах внедрения инновационных нетрадиционных форм
взаимодействия с родителями.
Обобщен опыт педагогов нашего учреждения по
использованию традиционных и
нетрадиционных, инновационных форм взаимодействия с родителями.
Разработана схема оценки качества
воспитательно-образовательного процесса со стороны родителей.
Выяснилось, что форма взаимодействия с родителями
через использование ИКТ является интересной и продуктивной. Создание web-сайта
нашего учреждения вывело организацию взаимодействия администрации учреждения,
педагогов и родителей на более высокий
качественный уровень. У нас появилось открытое пространство для диалога педагог
- родитель, с общественностью и социумом, а информация, характеризующая
деятельность нашего учреждения стала доступна широкому кругу пользователей.
Виртуальное
взаимодействие с родителями обнаружило следующие плюсы:
· они смогли наблюдать за достижениями своих детей на
фоне их сверстников, что дало возможность лучше разобраться в вопросах развития
ребенка, научиться и дома применять подходящие методы воспитания;
· у родителей сформировалась адекватная оценка
достижений своих детей и гордость за них;
- развилось более
глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста;
сформировалось правильное понимание у родителей возможностей обучения и
сложностей, которые с этим связаны;
· возникло доверие к педагогам дополнительного
образования;
· родители обучились творческим видам деятельности,
которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома;
· взрослые познакомились с друзьями своих детей, о
которых знали из рассказов сына или дочери;
· установились длительные дружеские связи в группе с
другими родителями.
Для детей
это отразилось следующим образом:
· присутствие и участие родителей в занятиях доставило
детям особое удовольствие, благоприятствовало их успехам;
· у ребенка наблюдался буквально взлет чувства
собственного достоинства, даже если участие членов семьи носил редкий и
непродолжительный характер;
· в их сознании возникла позитивная связь между семьей и
учреждением дополнительного образования;
· знакомство с другими взрослыми расширило социальный
опыт и дало положительные модели для подражания;
Нам такое
сотрудничество обеспечило :
· возможность использования увлечений, талантов, знаний
и интересов родителей в процессе занятий с детьми;
· возможность закрепления знаний, получаемых в
учреждении дополнительного образования с помощью занятий дома;
· более тесное общение с родителями;
· родители становились участниками процесса принятия
решений по вопросам жизни детских объединений;
· мы узнали какие творческие занятия и увлечения
взрослые члены семьи разделяли со своими детьми.
В целом
сетевая работа учреждений дополнительного образования с родителями только
начала строится. Возможности современного Интернета позволяют выстроить
открытый диалог с родителями, который в конечном итоге будет способствовать
формулированию современных потребностей и запросов общества к дополнительному
образованию.
Перспективы работы
педагогов
нашего учреждения заключаются
- в совершенствовании
инновационной модели по взаимодействию с родителями
- в создании виртуального
родительского клуба (интернет-клуб).
Настоящий Интернет-сайт – это идеальный работник,
который необходим в каждой организации и каждом учреждении. Создавая его,
необходимо помнить, что сайт должен решать конкретные задачи, каждая его часть
должна работать на интересы как различных групп пользователей – от учащихся до
родителей, до представителей власти и общественности различных уровней, так и
самого образовательного учреждения.
Методист:
Пышненко
Ольга Анатольевна
МКОУ ДОД «Детско-юношеский центр»
Павлоградского муниципального района
Омской области
Комментариев нет:
Отправить комментарий