понедельник, 29 сентября 2014 г.

«Опыт работы по управлению деятельностью учреждения дополнительного образования Павлоградского Детско-юношеского центра и взаимодействию педагогов дополнительного образования с родителями воспитанников с помощью использования сервисов Web 2.0»


По мнению социума и согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов на этапе современного развития общества образовательное учреждение в первую очередь должно учить детей умению мыслить самостоятельно, опыту общения, расширять общекультурный кругозор, воспитывать всесторонне развитую, творческую личность, способную к саморазвитию и самореализации своего потенциала. Всё это достига­ется с большей эффективностью при широком внедрении в обра­зовательный процесс Интернет-технологий и выстраиванию сетевых связей между участниками образовательного процесса.
Информатизация общества и образования, рассматриваемая в пер­вую очередь как процесс широкомасштабного внедрения систем и средств новых информационных технологий, является объектив­ным и закономерным процессом.  
Наше современное общество характеризуется большим объемом информации, высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности становится возможность активного взаимодействия  со всеми субъектами образовательного процесса.

Эффективное управление в сфере образования неразрывно связано с обменом информацией между компонен­тами образовательной системы, а также с социумом. Деятельность учреждения непосредственно зависит от того, в какой степени руководитель, его заместители, специалисты и педагоги владеют информацией, как быстро они могут обработать её и довести до сведения участников образовательного процесса.
Сетевые взаимодействия открывают новые перспективы и позволяют вывести образование на качественно новый уровень.
 Внедрение технологии сетевого взаимодействия в образовательном учреждении становится не просто веяньем времени, а жизненной необходимостью. Построение образовательной практики с использованием интернет-сервисов на основе сетевого взаимодействия приближает образовательные услуги к потребителям, позволяет сконцентрировать имеющиеся материально-технические, педагогические, интеллектуальные ресурсы.         
Таким образом, создание сетевого взаимодействия – это важный результат политики модернизации системы образования. Такой характер взаимодействий более эффективен для качественного изменения систем ресурсного обеспечения, управления; обновления содержания образования и открытия новых возможностей для организации обучения и сетевого общения педагогов, учащихся и родителей.

 Важной социальной задачей, стоящей перед образовательными учреждениями, в том числе и учреждений дополнительного образования, является оказание помощи семье в воспитании и развитии ребенка.

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.
Макаренко А. С.

Гармоничное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и образовательного учреждения. Семья обеспечивает необходимые ребенку личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Вместе с тем, семья  сама нуждается в поддержке, которую  призваны оказывать образовательные учреждения. Система сопровождения и консультирования семьи должна осуществляться через взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом образовательной среды.
Ведущими идеями образования,  сегодня становится идея диалога, принятия коллективных решений, привлечения родителей воспитанников к партнерским отношениям.
Принцип партнёрского взаимодействия с родителями определен Федеральными государственными стандартами. Федеральные государственные стандарты ориентируют родителей на участие в реализации образовательных программ, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка, чтобы не упустить важнейшие периоды в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
Поэтому одна из основных задач нашего учреждения дополнительного образования сегодня - выстроить эффективное взаимодействие с семьёй, а это будет возможно, если изменятся не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и философия взаимодействия, основанная на «сотрудничестве».
 Организация взаимодействия педагогов  и родителей должна отвечать потребностям сегодняшней жизни, способствовать объединению усилий образовательного учреждения и семьи в воспитании и обучении детей дошкольного и школьного возраста, поиску новых организационных способов привлечения родителей к сотрудничеству с нашим учреждением, способствовать созданию условий для повышения педагогической культуры родителей.
Во многих современных школах в системе управления образовательным процессом используется электронный сервис «Дневник.ру». Он предоставляет платформу для взаимодействия учителей, родителей и самих учащихся.
В учреждениях дополнительного образования с переходом на новые Федеральные Государственные  образовательные стандарты  тоже назрела необходимость в разработке платформы сетевого взаимодействия участников образовательного процесса, в которой могут участвовать  педагоги, учащиеся, родители и администрация образовательного учреждения.
Хорошей и своевременной платформой для взаимодействия участников образовательного процесса в учреждении дополнительного образования стало создание сайта образовательной организации. Сайт образовательного учреждения является мощным инструментом оптимизации управления.
Создание и ведение сайта образовательного учреждения даёт реальную возможностью преодолеть многовековую территориально-информационную изолированность отечественных муниципальных и сельских школ. Веб-сайт позволяет образовательному учреждению установить прочные информационные связи с другими субъектами образования, постоянно взаимодействовать с ними, успешно интегрируясь в систему образования района, региона, страны. Наличие собственных уникальных сайтов способствует реализации особенностей каждой сельской школы, даёт возможность организовать удобный доступ к образовательным интернет-ресурсам.
Развивая свой сайт, наше образовательное учреждение расширяет возможности учебно-воспитательного процесса, используя новые формы и средства работы (школьная интернет-газета, тренировочное онлайн-тестирование, проекты, телекоммуникационные конкурсы фотографий, рисунков, видеороликов в цифровом формате, творческие мастерские, мастер-классы по рукоделию и т.д.).
 В работе дополнительного образования сетевое взаимодействие проявляется в таких формах организации обучения как дистанционные занятия для самообразования; сетевые семинары, конференции, проекты; сетевые олимпиады, конкурсы, викторины, марафоны; консультации и советы родителям; организация дистанционных родительских собраний; работа в творческих мастерских, мастер-классы и др.
 Современный веб-сайт – это не только источник информации. Главное и самое существенное в нём – интерактивность. Он многофункционален: на страницах нашего сайта пользователи могут общаться, оценивать, знакомиться. Такую возможность мы организовали через публикацию комментариев, которые, по сути, напоминают форумы и использования формы сообщений. В дальнейшем мы планируем расширить интерактивность с помощью внешних приложений путем интеграции на страницу гаджета с чатом или видеоконференцией.  Читатели сайта (то есть обучающиеся, их родители, коллеги) могут оставлять комментарии на каждое сообщение, которое педагог разместит на своих страницах. У педагога появляется возможность проводить дополнительные консультации в сети, организовывать совместную сетевую работу над проектом или исследованием.
А ещё сайт, это обмен опытом педагогов. Также педагог может показать свои достижения и методические разработки, создать электронное портфолио достижений педагога и его детского объединения. Методическая копилка теперь может храниться не только в бумажном виде, но и в электронном виде. Интернет-сайт для нас стал оптимальной рабочей средой для выявления и продвижения инноваций, которые так востребованы сегодня в российской образовательной среде. Наш сайт направлен на работу с разными целевыми и возрастными аудиториями. Различные рубрики и разделы содержат адресную информацию для педагогов дополнительного образования (по разным программно-методическим направлениям), обучающихся (по возрастам, стилям, программам обучения), родителей, и для тех, кто интересуется отдельными видами деятельности и творческими продуктами (скажем, сценариями праздников или отчетами о путешествиях, рукоделием). В этом учебном году планируется, что наш сайт будет содержать специальные детские и подростковые сервисы, разделы и страницы, которые создаются и поддерживаются воспитанниками Детско-юношеского центра.
Наконец, школьный сайт – «лицо» муниципального, сельского образовательного учреждения в интернет-сообществе, его «визитка», средство формирования определённого имиджа. Ну, и немаловажная на наш взгляд, роль сайта заключается в том, что он является практичным мостиком для  взаимодействия образовательного учреждения с родителями воспитанников.
В наше время существует реальная проблема занятости или пассивности мам и пап наших воспитанников, из-за нехватки времени, они уделяют мало внимания общению с детьми, их творческому развитию,  мало интересуются их творческими увлечениями и достижениями, довольно тяжело идут на контакт, не осознавая какую важную роль в развитие ребёнка играет дополнительное образование. Наличие сайта помогает нашему образовательному учреждению донести до родителей важную информацию о деятельности учреждения дополнительного образования и вовлечь их в творческую атмосферу. Посредством сайта можно рассказывать родителям о новостях или предстоящих мероприятиях, родители могут просматривать фотографии с мероприятий, занятий, проводимых с их детьми и т.д. Опубликованные конспекты непосредственной образовательной деятельности, фотографии творческих работ помогут родителям лучше познакомиться с деятельностью их детей в учреждении дополнительного образования, с их творческими достижениями.
Как показывает опыт работы, полученный во время реализации проекта «Сотрудничество» именно эта инновационная форма общения  педагогов дополнительного образования с родителями и воспитанниками имеет продуктивный характер.
Разработка и реализация данного проекта была направлена на решение важной проблемы. В последние годы, работая с детьми, мы стремились продуктивно строить взаимодействия с родителями для осуществления образовательной деятельности. Но сталкивались с рядом трудностей: родители проявляли пассивность, нежелание участвовать в совместной деятельности. Недооценка родителями значимости сотрудничества повлияла и на интерес детей к образовательному процессу.
Пассивность родителей мешала эффективному сотрудничеству, и мы решили постепенно вовлекать их в образовательный процесс, так как хорошо осознавали, в чём заключается эффективность и практическая значимость взаимодействия.
Практическая значимость взаимодействия и сотрудничества всех участников образовательного процесса:

Эффективное взаимодействие всех участников педагогического процесса позволит решить следующие задачи:
·         Активизировать работу с семьей на основе партнерского взаимодействия;
·         Создать творческую атмосферу между участниками образовательной деятельности, вовлекая  всех в непрерывный процесс саморазвития;
Подходы к организации педагогического взаимодействия:
¾      Деятельностный,  формирующий у детей разнообразные способы и виды деятельности совместно с родителями, при котором они сами являются активными участниками образовательного процесса.
¾      Личностно-ориентированный, обеспечивающий у детей развитие индивидуальных способностей, самопознания, овладение способами саморегуляции  поведения.
Взаимодействие участников образовательного процесса базируется на следующих принципах:

·         Добровольность
·         Сотрудничество
·         Уважение интересов друг друга
·         Соблюдение законов и иных нормативных актов
 Эффективность такого взаимодействия обеспечит:
       - Для детей: приобретение социального опыта, повысит  качество и эффективность развития, воспитания и обучения, сформированность  активно-познавательной позиции и школьно-значимые навыки; 
       - для педагогов и специалистов: позволит оценить свои профессиональные возможности и достижения,  постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство; сформировать партнерские, доверительные отношения между коллегами,  детьми и их родителями; создать пространство для интеграции педагогических технологий, используя  ИКТ;  осуществлять поиск новых идей, работать над совместными проектами;
       - для руководителей взаимодействие поможет создать коллектив творческих единомышленников, комфортный психологический климат в коллективе; активизировать инновационную деятельность учреждения; повысить эффективность образовательных проектов и программ за счет общественной интеллектуальной поддержки и общественной экспертизы; создать привлекательный имидж учреждению;
       - для родителей, неравнодушных к настоящему и будущему своих детей, желающих понимать их проблемы, взаимодействие поможет стать активными участниками и партнерами образовательного процесса; получать полную информацию о развитии и достижениях своего ребенка; пользоваться рекомендациями и консультациями педагогов при выборе творческой и познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.

Проанализировав работу нашего Центра по взаимодействию с семьей, мы пришли к выводу, что нам требуются новые формы работы с родителями.
В 2013-2014 учебном году в рамках внедрения Федеральных Государственных образовательных стандартов и требований, мы решили внедрить современную инновационную модель взаимодействия с родителями воспитанников на основе использования сайта нашего образовательного учреждения.
Было принято решение о создании творческой группы по работе с родителями.
Проведя анкетирование родителей, нами были выделены актуальные темы, интересующие как педагогов, так и родителей. Был проведён опрос родителей и воспитанников с целью узнать, удобна ли им виртуальная форма взаимодействия, какую информацию они  хотели бы получать, какие возможности откроются перед ними.
Основной  целью работы творческого коллектива педагогов стало: разработка современной инновационной модели сотрудничества педагогов и родителей, обеспечивающей единство образовательных и воспитательных воздействий для развития личности ребенка.
Участники проекта: родители, дети, педагоги и специалисты учреждения дополнительного образования.

Задачи работы:
-установить прочные партнёрские взаимоотношения между учреждением дополнительного образования и семьёй;
-сформировать активную позицию родителей, помогающую раскрыть образовательные возможности в вопросах воспитания и развития, в вопросах сохранности здоровья своих детей;
-повысить степень вовлечённости родителей в воспитательно-образовательный процесс нашего учреждения.
В основе работы творческого коллектива педагогов нашего Центра были положены проектные технологии.
Вся деятельность осуществлялась в ходе реализации проекта «Сотрудничество». Данный проект был рассчитан на  учебный год.
Цель проекта: проектирование и  внедрение современной инновационной модели взаимодействия педагогов и родителей, направленное на создание единого образовательного пространства, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами и требованиями.
Задачи, которые решались в ходе реализации проекта:
1.Разработать современную инновационную модель взаимодействия с родителями
2. Реализовать план мероприятий по работе с родителями
3.Организовать повышение методической грамотности педагогов в вопросах внедрения инновационных нетрадиционных форм взаимодействия с родителями
4.Обобщить лучший опыт педагогов учреждения дополнительного образования по использованию традиционных и  нетрадиционных, инновационных форм взаимодействия с родителями
5.Разработать систему оценки качества воспитательно-образовательного процесса со стороны родителей
6.Сформировать педагогическую компетентность родителей в рамках современных Федеральных Государственных стандартов.

Данный проект реализовывался  через 3 этапа.

Этапы

Содержание деятельности

1.Организационный
(сентябрь)
Разработка механизма реализации проекта. Разработка и внедрение инновационной модели взаимодействия с родителями воспитанников.
Выявление педагогами и родителями-активистами зон особого внимания (общих и частных проблем взаимодействия семьи и нашего образовательного учреждения), поиск и изучение инновационных форм работы с семьёй, тестирование родительского сообщества, активное знакомство родителей с сайтом нашего образовательного учреждения. Разработка и запуск конкурсов, викторин, творческих олимпиад и других мероприятий для детей и родителей, которые будут реализовываться на базе сайта. Проведение анкетирования родителей о востребование в услугах нашего учреждения. Совместное с родителями осмысление результатов исследования.
2.Основной
(октябрь-апрель)
Разработка и реализация плана на учебный год. Реализация на сайте и в очной форме мероприятий  с участием детей, родителей и педагогов.
Обогащение сайта информацией, востребованной родителями по вопросам образовательной деятельности и психолого-педагогической помощи. Опробация инновационной модели взаимодействия с родителями воспитанников.
Сравнение активности родительского участия в мероприятиях, реализуемых на платформе сайта и реальных, проводимых на базе учреждения. 
Заслушивание отчетов по  промежуточным результатам работы членов творческой группы.
3.Заключительный
(май)
Осуществление комплексной рефлексии проектной деятельности всеми участниками воспитательно-образовательного процесса. Выявление востребованных реальных и виртуальных мероприятий, организованных нашим Центром
Выявление сильных и слабых сторон по построению взаимоотношений с родителями.
Обобщение опыта работы по реализации проекта, по использованию традиционных и  нетрадиционных, инновационных форм взаимодействия с семьями воспитанников. Планирование внедрения инновационной модели взаимодействия с родителями в дальнейшую работу нашего учреждения дополнительного образования.


В ходе первого этапа было опрошено 360 родителей. Из них 76% человек проявляют низкую активность, 24% - высокая активность. Проведя анкетирование, выяснилось, что не все родители откликаются на стремление педагогов к сотрудничеству,  не проявляют интереса к объединению усилий по воспитанию своих детей из-за нехватки времени и отмечают, что нашли бы время зайти на сайт и поинтересоваться деятельностью детей в учреждении дополнительного образования и даже совместно позаниматься творчеством. Почти половина педагогов ждет от взаимодействия с родителями гораздо большего. Это позволяет предположить, что взаимодействие родителей с учреждением дополнительного образования в определенной мере носят односторонний характер. У родителей недостаточно компетентности  в вопросах  воспитания и развития ребенка,  в свете  изменений в дополнительном образовании и выхода новых нормативных документов.
Исходя из вышеизложенного, на первом этапе реализации проекта  творческой группой был разработан план  конструктивного взаимодействия семьи и педагогов  Детско-юношеского центра с использованием традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия.  План, который бы обеспечивал эффективность участия родителей в жизни своих детей, повышение уровня их психолого-педагогических знаний, что в свою очередь  способствует успешному усвоению детьми  основных образовательных программ нашего учреждения.
Главным направлением второго этапа - стало внедрение  современной инновационной модели взаимодействия и апробирование инновационных нетрадиционных форм взаимодействия с семьёй, создание психолого-педагогической образовательной среды в учреждении и на базе сайта для просвещения родителей и вовлечения их в образовательную деятельность детей.
На заключительном этапе  в ходе осуществления комплексной рефлексивной деятельности было проведено анкетирование всех участников воспитательно-образовательного процесса. Результаты нас порадовали. Наибольшее количество родителей регулярно  посещают наш сайт, они стали сотрудничать с педагогами дополнительного образования и активно включаться в воспитательно-образовательную деятельность. Об этом свидетельствуют результаты  участия родителей и детей в творческих конкурсах районного, областного и всероссийского уровня.
В ходе реализации проекта в практику работы педагогов нашего учреждения  внедрились нетрадиционные формы взаимодействия с родителями, такие как: «Педагогическая гостиная», где обсуждается участие родителей в различных мероприятиях; клуб «Содружество»,  где обсуждаются проблемы в воспитании и обучении с различных точек зрения и пути их решения; «Мини-проекты», которые позволяют включить родителей в исследовательскую деятельность, использовать интеллектуальные качества родителей и реализовывать совместную деятельность педагогов, родителей и детей; ежемесячные  традиции в виде: театральной гостиной «Родительские сказки», мастер-классы, творческие мастерские, консультационный центр “ Что, зачем и почему”.
Выстроилась  модель взаимодействия с родителями с использованием инновационных форм и методов. Был реализован план мероприятий по работе с родителями и воспитанниками.
Повысился уровень методической грамотности педагогов в вопросах внедрения инновационных нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.
Обобщен  опыт педагогов нашего учреждения по использованию традиционных и  нетрадиционных, инновационных форм взаимодействия с родителями.
Разработана схема оценки качества воспитательно-образовательного процесса со стороны родителей.
Выяснилось, что форма взаимодействия с родителями через использование ИКТ является интересной и продуктивной. Создание web-сайта нашего учреждения вывело организацию взаимодействия администрации учреждения, педагогов и родителей    на более высокий качественный уровень. У нас появилось открытое пространство для диалога педагог - родитель, с общественностью и социумом, а информация, характеризующая деятельность нашего учреждения стала доступна широкому кругу пользователей.      
Виртуальное взаимодействие с родителями обнаружило следующие плюсы:
·  они смогли наблюдать за достижениями своих детей на фоне их сверстников, что дало возможность лучше разобраться в вопросах развития ребенка, научиться и дома применять подходящие методы воспитания;
·  у родителей сформировалась адекватная оценка достижений своих детей и гордость за них;
  • развилось более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста; сформировалось правильное понимание у родителей возможностей обучения и сложностей, которые с этим связаны;
·  возникло доверие к педагогам дополнительного образования; 
·  родители обучились творческим видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома;
·  взрослые познакомились с друзьями своих детей, о которых знали из рассказов сына или дочери;
·  установились длительные дружеские связи в группе с другими родителями.
Для детей это отразилось следующим образом:
·  присутствие и участие родителей в занятиях доставило детям особое удовольствие, благоприятствовало их успехам;
·   у ребенка наблюдался буквально взлет чувства собственного достоинства, даже если участие членов семьи носил редкий и непродолжительный характер;
·  в их сознании возникла позитивная связь между семьей и учреждением дополнительного образования;
·  знакомство с другими взрослыми расширило социальный опыт и дало положительные модели для подражания; 
Нам такое сотрудничество обеспечило :
·  возможность использования увлечений, талантов, знаний и интересов родителей в процессе занятий с детьми;
·  возможность закрепления знаний, получаемых в учреждении дополнительного образования с помощью занятий дома;
·    более тесное общение с родителями;
·  родители становились участниками процесса принятия решений по вопросам жизни детских объединений;
·  мы узнали какие творческие занятия и увлечения взрослые члены семьи разделяли со своими детьми.
В целом сетевая работа учреждений дополнительного образования с родителями только начала строится. Возможности современного Интернета позволяют выстроить открытый диалог с родителями, который в конечном итоге будет способствовать формулированию современных потребностей и запросов общества к дополнительному образованию.
Перспективы работы педагогов нашего учреждения заключаются
- в совершенствовании инновационной модели по взаимодействию с родителями
- в создании виртуального родительского клуба (интернет-клуб).

Настоящий Интернет-сайт – это идеальный работник, который необходим в каждой организации и каждом учреждении. Создавая его, необходимо помнить, что сайт должен решать конкретные задачи, каждая его часть должна работать на интересы как различных групп пользователей – от учащихся до родителей, до представителей власти и общественности различных уровней, так и самого образовательного учреждения.



Методист:
Пышненко Ольга Анатольевна
МКОУ ДОД «Детско-юношеский центр»
Павлоградского муниципального района
 Омской области



Комментариев нет:

Отправить комментарий